Кадровый капитал Югры

Как установить личные границы в рабочих отношениях

13.12.2019

  Границы в отношениях – важный элемент общения не только в семье и среди друзей, но и на работе. С их помощью мы демонстрируем коллегам свои позиции и принципы, показываем, что для нас является приемлемым или неприемлемым. Таким образом мы говорим своему окружению, как с нами следует себя вести и что мы можем предложить взамен.

  Работа составляет важную часть нашей жизни. Львиную долю дневного времени мы проводим именно на работе. Установить четкие и понятные границы в рабочих отношениях – не прихоть и не блажь. От этого зависит комфорт не только души, но и тела. Как это? Отсутствие границ часто приводит к тому, что человеку «садятся на голову» — заставляют сверхурочно работать, подкидывают чужие задания. При этом страдает самооценка, здоровье, отношения с близкими людьми – какой может быть позитивный настрой, если приходишь с работы злой и уставший?

  Но сначала давайте подробнее рассмотрим проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не имея четких границ. Заодно вы можете проанализировать собственную ситуацию, чтобы понять, имеет ли место нарушение личных границ у вас на работе.

Симптомы отсутствия границ:
- Вы не имеете полной картины своих служебных обязанностей, часто делаете работу, не имеющую никакого отношения к вашей специальности.
- Вы проводите на работе больше времени, чем предполагает график – бесплатно выходите в выходные, остаетесь в офисе после окончания рабочего дня, не используете обеденный перерыв по назначению.
- Во время отпуска вы продолжаете работать в телефонном режиме и с помощью электронной почты.
- Сотрудники и начальство позволяют себе разговаривать с вами свысока, неуважительным тоном.
- Коллеги вторгаются в ваше личное пространство, подходят вплотную. Казалось бы, это мелочь, но такое поведение обозначает желание доминировать над вами, и если человек позволяет заходить всем подряд в «интимную» зону, это воспринимается как разрешение помыкать собой.
- Кто-то или даже все коллеги считают нормальным наглый панибратский тон в рабочей переписке и в разговорах.
- Люди, с которыми вы работаете в непосредственной связке, часто опаздывают, не делают свою работу, из-за чего увеличивается нагрузка на вас.
- Вы терпите на работе вульгарные и пошлые высказывания, а может, и прямые сексуальные домогательства от кого-то из коллег или начальства противоположного пола.
- Вас вынуждают совершать поступки, противоречащие вашей совести и законодательству – например, подделывать документы.

Границы в рабочих отношениях – зачем они?
  Когда их нет, мы находимся в состоянии постоянного стресса, поскольку не знаем, чего ожидать от окружающих нас людей. Нам приходится слишком много работать и постоянно оказываемся в неприятных ситуациях.

  В то же время наличие границ в рабочих отношениях позволяет уверенно чувствовать себя в коллективе и получать удовольствие от работы. Благодаря им у каждого сотрудника имеется четкое понимание того, чем конкретно он должен заниматься, в команде формируется устойчивая положительная атмосфера. Это способствует высокой продуктивности, укрепляет сам коллектив, сотрудники реже увольняются. Каждый знает, чего ожидать от другого, уменьшается количество ссор из-за недоразумений или неловких ситуаций.

Почему не всегда получается установить эти границы?
  Несомненно, границы в рабочих отношениях нужны и важны. Но почему тогда не все находят в себе силы установить их? Работа – это не только наша финансовая база, но и средство самореализации личности. Она существенно влияет на наше самоощущение и самооценку.

  В первую очередь мы боимся потерять работу именно из-за этого, а не из денежных соображений. Потому мы часто не осмеливаемся настоять на своем, поставить на место человека, вторгающегося на нашу территорию. Мы боимся, что в случае сокращения нас «попросят» первыми, что нас сочтут «неудобными» и избавятся в первую очередь.

  Да и с детства нас так воспитывают – будь скромным, не высовывайся, не качай права. Мы привыкли, что с начальством нельзя спорить и доказывать свою правоту, что для продвижения по карьерной лестнице надо быть покорным и выполнять все порученные задания.

  Но последствия отсутствия границ в рабочих отношениях куда серьезнее, чем мнимые неприятности из-за того, что вы поставите на место самодура или научите хама уважать себя.


Как установить границы в рабочих отношениях?
- Говорите прямо, если считаете недопустимыми определенные действия, тон, высказывания. Не нужно бояться выразить свое недовольство, соскальзывать на намеки. Скажите просто: «Вы не имеете права так вести себя по отношению ко мне». Этого достаточно.
- Установите для себя комфортные правила, подходящие лично вам. У кого-то вызывает стресс необходимость передвигать обеденный перерыв из-за навалившейся работы; другому же человеку хватает 10 минут, чтобы поесть, и он снова готов к бою. Причем ему может быть даже скучно отдыхать целый час, и он сам рвется продолжать работу. Главное, чтобы ваши правила вписывались в корпоративную культуру и не выбивались из традиционного ряда стандартов рабочего графика.
- Не ждите, когда упадет последняя капля. Если вы видите проблему, решайте ее сразу, не терпите. Чем быстрее вы решите вопрос, тем меньше будете о нем переживать.
- Учитесь отказывать. Если просьба коллеги или приказ начальства вызывает у вас внутренний дискомфорт или противоречит личным моральным принципам – откажитесь.
- Но не нужно быть слишком жестким. Бывают люди, комфортно чувствующие себя за каменной стеной неуступчивости, но у них мало друзей. Найдите золотую середину: демонстрируйте готовность дать отпор нарушителю кордонов, но в то же время не превращайтесь в «злую буку».
- Если вы на работе совсем недавно, то границы нужно устанавливать постепенно и периодически идти на уступки. При этом важно иметь перечень нерушимых принципов. Например, вы можете снисходительно отнестись к тому, что вас попросят пару раз задержаться после работы, но при этом ни за что не позволите говорить с собой на повышенных тонах.
- Будьте готовы встретить сопротивление. Устанавливать свои правила не всегда просто. Кто-то будет пытаться гнуть свою линию, возможны даже конфликты. Бывают и те, кому откровенно плевать на других – как бы вы ни старались, они будут хамить, сваливать свою работу на коллег, проявлять неуважение. С ними ничего не поделаешь – придется либо терпеть их, либо искать другую работу. Радует то, то такие хамы бывают не во всех коллективах.
- Выражая недовольство ситуацией, всегда высказывайте свое пожелание, говорите, какого поведения ожидаете от окружающих.
- Советуйтесь с опытными сотрудниками. Присмотритесь к своему окружению на работе – вы обязательно найдете мудрого коллегу, которому удается сохранять равновесие в сложных ситуациях. Пусть он подскажет, как поступить, расскажет об особенностях общения с теми или иными людьми, поможет найти выход из неприятной ситуации.

  Установление границ в рабочих отношениях – это труд, и на него придется потратить время и усилия. Но если вы будете тверды и последовательны, то со временем коллеги привыкнут уважительно с вами общаться и ценить ваше личное пространство.


Источник


Возврат к списку