Кадровый капитал Югры

7 типов подчиненных и как ими управлять

19.12.2018

1. ЛОЯЛЬНЫЙ
  Когда руководитель разрабатывает новый порядок, лояльный сотрудник ему просто не мешает. Стремится узнать «букву» и понять «дух» каждого закона, поскольку собирается все исполнять и хочет знать, что от него требуется.
  Реакция на контроль: относится спокойно, для него контроль — обычная техническая процедура.
  Отношение к санкциям: и поощрение, и наказание принимает без особых эмоций.
  КАК УПРАВЛЯТЬ? Лояльные сотрудники обычно беспроблемны, но у них нет горящих глаз, они не прикипели ни к боссу, ни к работе, ни к коллективу. Если другой работодатель предложит ему зарплату больше, он вас покинет, не задумываясь. Опереться на таких сотрудников в какой-то трудной ситуации вряд ли возможно. Поэтому лояльного сотрудника нужно переводить в приверженного.

  Для этого необходимо перестать относиться к нему как к функции. Научитесь видеть в нем человеческое начало. Узнавайте, чего он хочет, к чему стремится, какие у него интересы и проблемы. Так вы начнете понимать его мотивацию и удовлетворите его с помощью рабочих заданий. Он почувствует интерес и будет благодарен за ваше внимание. Когда лояльный станет приверженным, он будет охотнее помогать и разделять ваши цели.

2. ПРИВЕРЖЕННЫЙ
  Заботится о руководителе и создает условия для создания нового порядка. Иногда может непосредственно участвовать в создании порядка и помогает понять его другим сотрудникам.
  Реакция на контроль: поддается контролю охотно, потому что это дает возможность показать руководителю сделанную работу.
 Отношение к санкциям: и к кнутам, и к пряникам относится с благодарностью: любое внимание босса помогает работать.
  КАК УПРАВЛЯТЬ? Одна из частых ошибок в управлении — забыть о приверженном, ведь он уже на вашей стороне. Но если не обращать внимания на такого сотрудника, он постепенно начнет спускаться до уровня лояльного, а потом и воюющего. Вам же останется недоумевать: «Такие результаты показывал раньше! Куда все подевалось?» Если хотите удержать приверженного, его нужно все время поддерживать, ставить в пример и воодушевлять.


3. ГИПЕРПРИВЕРЖЕННЫЙ
  Навязчиво заботится о боссе, когда тот придумывает порядок. Цели у такого типа благие, но результат — не всегда. Все нововведения разъясняет на свой лад.
  Реакция на контроль: активно поддается контролю, «тянет руку выше всех» в силу своей эмоциональности и потребности в обратной связи.
  Отношение к санкциям: реагирует непредсказуемо. Поощрению будет радоваться, а в ответ на замечания может устроить истерику. Таких сотрудников опасно наказывать.
  КАК УПРАВЛЯТЬ? С этими людьми всегда трудно, потому что с ними действует формула «дурак опаснее врага». Гиперприверженный все время вас поддерживает, но результаты от его действий — непредсказуемых, эмоциональных — часто отрицательные. Ему надо все разъяснять, ограничивать, удерживать от каких-то поступков. Часто с такими сотрудниками приходится расставаться, несмотря на то, что они на вашей стороне.


4. НЕДОВОЛЬНЫЙ
  Пока руководство работает над новым порядком, ворчит. При оглашении новых правил стремится их просто узнать — его интересует только «буква», а ценность и цели его не волнуют.
  Реакция на контроль: ведет себя по принципу Д`Артаньяна: «Над лошадью смеется тот, кто не может позволить себе смеяться над хозяином». Если по поводу указаний руководителя в личном контакте промолчит, то при общении с проверяющим выразит ему все возможное недовольство.
  Отношение к санкциям: даже в случае поощрения находит причины для недовольства: «мало дали», «а у других иначе» и т.п.
  КАК УПРАВЛЯТЬ? Самый сложный тип для управления, потому что поводы для недовольства всегда есть. Такой сотрудник часто обладает внутренней правотой, которую чувствует и начальник. И распространенная ошибка в том, что руководитель берется потакать сотруднику, когда тот только начинает проявлять обиду. Недовольный видит, что такое поведение дает ему определенные бонусы и начинает этим пользоваться. Часто возникают ситуации, когда босс вынужден не загружать недовольного и дать задания тем, кто не будет вступать в спор.

  Бороться с недовольными в коллективе стоит в два этапа. Первый — сформируйте «силу безразличия». Будьте готовы в любой момент потерять всех сотрудников. Вы должны знать, что будете делать, если, например, недовольный завтра напишет заявление. Прорабатывайте заранее сценарий, как и где будете искать замену: аутсорсинг, фриланс, привлечение стажера. Второй этап — сделайте «силу безразличия» объективной. Подчеркните заменимость сотрудника: отдавайте ему не все заказы, привлекайте сторонних специалистов, новых сотрудников, которых можно обучать и т.д. В этом случае недовольный почувствует внутреннюю конкуренцию.

5. НЕИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
  Создает помехи руководителю, пока тот разрабатывает порядок, начинает всячески его отвлекать и придумывать разные «срочные» вопросы. При доведении порядка стремится сохранить свое право на незнание. Во время донесения порядка отвлекается, а потом, когда что-то упускает в работе, оправдывается, что «не знал».
  Реакция на контроль: уклоняется, придумывая разные предлоги: сейчас не до этого, больничный, командировка.
  Отношение к санкциям: от кнутов уклоняется любыми способами, понимая, что с каждым днем актуальность вопроса снижается и желание руководства наказывать ослабевает.
  КАК УПРАВЛЯТЬ? Главное средство — усиливать контроль. Например, когда вы доносите новый порядок, первым после ознакомления пусть распишется неисполнительный. Так же и далее в работе — контролировать неисполнительного чаще и обстоятельнее, чем остальных.


6. ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЙ УПРАВЛЕНИЕ
  Пока руководитель готовит порядок, перехватывающий управление переводит внимание коллектива на себя. Увлекает рассказами «а как в других компаниях» и готовит почву для недовольства теми установками, которые еще не придуманы. Стремится узнать все нововведения досрочно, потому что информация позволяет управлять.
  Реакция на контроль: часто набивается на контроль досрочно, в связи с нежеланием выполнять все. Может прийти за десять дней до проверки проекта и рассказать, что у него уже «почти все готово», чтобы потом руководитель думал, что его можно и не спрашивать.
  Отношение к санкциям: может обжаловать наказание либо заняться самосанкционированием — выступать с предложениями вроде «в качестве наказания я предпочел бы…».
  КАК УПРАВЛЯТЬ? Такие сотрудники — инициативные и чуть более компетентные, чем нужно на их должности. У них есть «лишний ум», и если вы будете их за это наказывать, они легко превратятся в воюющих. Поэтому перехватывающего управление нужно загружать — и он будет этому рад. Таким способом его легко превратить и в приверженного.

7. ВОЮЮЩИЙ
  На этапе создания нового порядка распускает слухи. Не зная, о чем будет идти речь, придумывает мифы и распространяет негатив. При внедрении нового порядка этот момент может начать менять «дух» порядка. Говорит примерно такими фразами: «ясно, для чего все это, как я и предполагал...» или «на самом деле, это значит…»
  Реакция на контроль: фальсифицирует данные. Часто обманывает руководство, комментируя работу фразой «все нормально».
 Отношение к санкциям: за санкции может устроить акцию возмездия руководителю — сдает налоговой, сбрасывает базу конкурентам. Причина и следствие у него в подобных вопросах не всегда имеют связь.
  КАК УПРАВЛЯТЬ? В идеале попытки воевать нужно пресекать на ранних этапах. Если сотрудник ценный, можно общаться с ним честно: «Объясни, за что ты борешься, чего хочешь добиться?» Подумайте вместе, что его могло бы устроить, предложите бонусы взамен на то, что он станет воевать за вас. В этом случае вы дадите ему выбор: либо перейти на вашу сторону, либо уйти совсем. Избегание конфликта здесь не поможет: для воюющего это будет означать, что вы идете у него на поводу.


Источник


Возврат к списку